вторник, 12 февраля 2013 г.

архитектура витражи журнал

Более пяти тысяч лет человек владеет тайной создания стекла. Наиболее вероятно, что стекло было случайно обнаружено египетскими или месопотамскими гончарами при обжиге своих изделий.Стекло — это образ чистой тонкой материи, пропускающей свет. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона, чистоту и насыщенность которых невозможно передать с помощью других материалов. Благодаря прозрачности и своим оптическим свойствам, стекло обладает уникальной способностью преломлять проходящие сквозь него лучи света, приобретая блеск драгоценного камня.Развитие производства цветного стекла и положило начало новому виду монументально-декоративного искусства – витражу. Витраж – это стеклянная картина, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют, «играя» не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Окрашенный таким образом свет способен пронизывать все окружающее пространство. Поэтому витраж оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя и способен активно воздействовать на внутреннюю атмосферу интерьера, подчеркивая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ.Витраж – искусство тесно связанное с развитием архитектуры, со сменой стилей, эстетических воззрений. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения. С течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.Мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Первые достоверные сведения о применении свинцовой пайки относятся к Х-XI векам. Это было крупным техническим достижением. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.). Началось оживленное строительство в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к плану, фасаду и интерьеру храма. Появление оконных проемов в зданиях, в отличие от архитектуры храмов Древней Греции и Древнего Рима, поставило вопрос об их оформлении. Ведущая роль в искусстве романского стиля принадлежала архитектуре, отличавшейся тяжеловесностью форм. Мощные стены, узкие оконные проемы, ступенчато-углубленные в стену порталы, массивные столбы и колонны, придававшие зданию суровый крепостной вид — отличительные черты сооружений романского стиля.В раннехристианских базиликах Рима и Равенны заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. Базилика, украшенная фресками и мозаикой, не нуждалась в фигурах на окнах. Наоборот, цветное окно, сильно акцентированное фигурами, уменьшало бы силу выразительности стенной живописи.В V-VI веках н. э. мозаикой из цветных стекол украшались окна церквей в разных городах Галлии, откуда это искусство проникло в германские города и другие страны. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре С-Павла в Jarrow в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства. Используемое стекло было очень неоднородно и не очень прозрачно, но по-своему выразительно и неповторимо.С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, в конце Х века возникла и развилась живопись по стеклу. Роль художника в живописи по стеклу в эту пору, вплоть до XIII столетия, продолжает оставаться незначительной: рисунок примитивен, фигуры довольно условны, орнаменты, люди, животные набросаны парой сочных контуров, лица и прочие детали сделаны из цветных стекол. Самыми старыми законченными витражами Европы являются пять фрагментов из Аугсбургского Собора.Старые мастера не злоупотребляли свинцом и черной краской, иначе при малой площади окон витражи пропускали бы мало света. Каждый главный контур, проведенный свинцом или черной краской, у них был логичен. Рассчитывая, что витраж будет рассматриваться издали, художник прибегал к приемам монументальной живописи.Он проводил широкие густые штрихи, а затем объединял их тремя-четырьмя все утончающимися параллельными штрихами. Прорисовка волос на голове и бороде, линий на ладонях рук, морщин на лбу. Все было рассчитано на восприятие издали. То, что вблизи кажется для глаза резким, например черный штрих и белый промежуток, то на расстоянии сливается в гармонически оттененный контур. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна.Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона. Отдельные детали короны, края одежды инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.Готика — подлинный венец средневековья. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля «готика» унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Основополагающее место в искусстве «готики» занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие. Атмосфера грандиозных готических соборов, заполненных льющимся из разноцветных окон феерическим светом и сиянием драгоценных украшений, является воплощением небесной возвышенности, похожей скорее на сон, чем на явь. Как бы ловя свет и отдавая его в новом качестве, витраж придает интерьеру неповторимое настроение, украшает его, делает торжественнее. Его словно и не касались разрушительные воздействия времени, не тускнели его краски, радостно и возвышенно

«Витраж – это прозрачная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания.»Марк Шагал

Статья Игоря Галицкого "История витража", журнал "Деко", 6, 2009 г. С.12-17.

Статья Игоря Галицкого "История витража", журнал "Деко", 6, 2009 г. С.12-17.

Статьи Статья Игоря Галицкого "История витража", журнал "Деко", 6, 2009 г. С.12-17.

Комментариев нет:

Отправить комментарий